rating-icon
74996775664

пн-вс 09:00 - 21:00 МСК

Москва, ул. Таганская, 9

получить бесплатную консультацию
  • whatsapp
  • telegram
25.04.2024
Рейтинг статьи

Трудовой патент на работу

Трудовой патент на работу

Что такое трудовой патент

Трудовой патент – особый вид документа, при наличии которого мигрант имеет право устроиться на работу к юридическому или физическому лицу в РФ. При этом осуществлять свою деятельность он может только в том регионе, где он получил патент на работу.

Документ представляет собой именную карточку с фотографией, где часто указана профессия или специальность иностранного гражданина, что обычно зависит от места оформления. Если она все-таки указана, работать мигрант вправе только по ней.

Трудовой патент и разрешение на работу (РНР)

Патент и разрешение, по сути, несут аналогичные функции. С их помощью эмигранты с временной регистрацией могут легально осуществлять трудовую деятельность на территории России. Отличие заключается в том, что патент действует для граждан, которые въезжают в страну в режиме без визы. Тем же, кто прибывает в РФ по визе, нужно оформлять именно разрешение.

Кому нужен патент для работы

Такой документ необходим всем совершеннолетним жителям других стран, которые собираются работать в РФ и имеют гражданство государств, находящихся с Россией в безвизовых отношениях. Например, к ним относятся:

  • Молдова;
  • Абхазия;
  • Армения;
  • Киргизия;
  • Казахстан;
  • Украина;
  • Таджикистан.

Также в этот список входят Узбекистан, Азербайджан и Белоруссия.

Кому не нужен патент для работы

Граждане некоторых государств с безвизовым режимом с РФ по закону могут работать в стране без оформления патента.

Также патент не потребуется:

  • иностранцам с видом на жительство (ВНЖ), либо РНР (понятие – разрешение на работу);
  • беженцам из других стран, а также лицам, получившим временное политическое убежище;
  • приезжим из стран ЕАЭС;
  • участникам госпрограмм, связанных с переселением;
  • студентам из других стран, которые подрабатывают в свое свободное время.

На какую работу нужен патент

Патент требуется для официального оформления в любую организацию. В частности, это могут быть:

  • юридические компании;
  • государственные организации;
  • ИП;
  • адвокатские кабинеты;
  • нотариальные конторы.

На какую работу не нужен патент

Документ не требуется для следующих специальностей и видов деятельности:

  • представителям СМИ, имеющим аккредитацию в России;
  • сотрудникам консульств, дипломатам, участникам международных организаций;
  • работникам заграничных организаций, выполняющих установочные работы для оборудования;
  • IT-работникам, устроенным по трудовому договору.

Также без патента и при этом на законных основаниях могут осуществлять трудовую деятельность мигранты, приглашенные в качестве педагогов в научные или образовательные организации.

Кто выдает патент

Выдачей трудового патента занимается миграционный орган МВД определенного региона. В частности, в Москве это Многофункциональный миграционный центр, в Подмосковье – Единый центр миграции.

Как получить трудовой патент

Для получения патента люди, прибывшие в Россию на трудоустройство, должны выполнить ряд условий в таком порядке:

  1. Пройти медосмотр, где особенно важными являются анализы на ВИЧ, сифилис и другие заразные заболевания. Все процедуры требуется осуществить не позднее 30 дней после въезда в страну. Также для освидетельствования берут анализ на наличие запрещенных препаратов в организме. В медицинскую комиссию входят флюорография, приемы инфекциониста, дерматолога и т. д.
  2. При отсутствии у иностранца диплома, полученного на территории бывшего СССР или России, ему придется сдавать экзамен по русскому, праву и законодательству РФ.
  3. После успешной сдачи экзаменов и получения медицинского свидетельства следует собрать пакет документов, сделать фото и пройти дактилоскопию.

Что необходимо для получения патента

Перечень документов:

  1. Заявление, заполненное на русском языке согласно установленному бланку.
  2. Любой документ, являющийся удостоверением личности (например, паспорт иностранного гражданина), а также его перевод, который был заверен у нотариуса на территории России.
  3. Миграционная карта, которую иностранец получает при въезде на территорию РФ.
  4. Медицинское заключение, подтверждающее отсутствие опасных заболеваний и зависимости от наркотических препаратов. Медкомиссию можно пройти платно в любой клинике, имеющей соответствующую аккредитацию.
  5. Сертификат, который подтверждает знание государственного языка. Он выдается на основании успешно сданного экзамена. Если же мигрант отучился в России не менее 9 классов, сдавать его не потребуется. Ему достаточно аттестата или диплома, которые также считаются подтверждением знания истории и законодательства страны прибытия.
  6. Уведомление, согласно которому иностранный гражданин поставлен на миграционный учет.
  7. Если при подаче документов на получение патента были нарушены сроки, приложить к ним придется также квитанции об оплате штрафа. После того как заявление будет принято и одобрено, мигранта пригласят на снятие отпечатков пальцев.

Стоимость оформления патента

Цена за оформление патента зависит от региона. Она состоит из базового платежа в размере 1200 рублей, но подлежит индексации на коэффициент, актуальный на текущий календарный год. К примеру, в 2024 году его размер составляет 2,4. Соответственно, общая формула расчета стоимости патента на 2024 год выглядит следующим образом:

1200 × 2,4 × региональный коэффициент (например, 2,6040 для Москвы).

Этот авансовый платеж подлежит уплате один раз за весь срок действия.

Сроки оформления патента

Оформление и выдача документа на трудовую деятельность обычно производится в течение 10 дней после подачи заявления. При наличии ошибок он делается дольше.

Сколько действует патент

Оформить патент можно на любой срок в рамках одного календарного года – это максимальный лимит. Минимальная продолжительность действия документа составляет один месяц.

Как проверить патент

Проверить наличие и узнать подлинность патента можно в МВД, точнее в ближайшем территориальном отделе. Еще один способ отслеживания срока действия документа – через онлайн-базу сайта ГУВМ МВД.

Проверить готовность документа по заявлению можно через сайт многофункционального миграционного центра. Для этого нужно ввести номер заявления. Также можно обратиться непосредственно в территориальный орган, куда оно было подано.

Налогообложение при работе по патенту

Работа по патенту предусматривает уплату подоходного налога в размере 13% – аналогично всем трудоустроенным гражданам России, который работодатель удерживает с заработной платы автоматически. При этом сам иностранец при длительном трудоустройстве должен дополнительно вносить авансовый платеж за продление патента.

Продление патента

Продлевать патент, если он заканчивается, можно ежемесячно. Достаточно вносить его авансовую стоимость. Однако если изначально он был сделан на год, то по истечении срока его получится только переоформить. При этом не требуется покидать пределы Российской Федерации.

Не позднее чем за 10 дней до окончания срока следует заново подать документы и заявление в МВД, приложив:

  • трудовой стандартный договор;
  • ходатайство работодателя.

Сдавать заново экзамен и проходить медкомиссию не требуется. Новый патент выдается также на срок до года, его можно тоже продлевать, если изначально он был оформлен на 1–11 месяцев.

Что делать, если патент просрочен

Мигрант не имеет права работать при просроченном разрешительном документе, даже если его выполнение находится в процессе, но результат задерживается. В этом случае работодатель обязан отстранить сотрудника от занимаемой должности с места работы, пока не произойдет переоформление или продление.

Если в течение месяца работник не переоформил патент, договор трудоустройства разрывается в одностороннем порядке.

Как восстановить патент

В случае утери документ, разрешающий трудовую деятельность на территории РФ, можно восстановить. Для этого необходимо обратиться в миграционный отдел, предоставив:

  • заявление на получение дубликата;
  • удостоверение личности;
  • миграционную карту;
  • чеки об оплате авансов при первичном получении.

Срок восстановления патента составляет обычно не более 3 рабочих дней и дает право вернуться к работе.

Отказ в выдаче патента

Отказать в выдаче документа могут по следующим причинам и ограничениям:

  • предоставлены поддельные документы;
  • мигрант не достиг возраста совершеннолетия;
  • в ходе медосмотра у заявителя выявлены опасные заболевания;
  • неправильно заполненное заявление, неполный пакет;
  • доказан факт спонсирования иностранцем террористических организаций или у него есть непогашенная судимость.

Аннулирование патента

Есть несколько причин, по которым могут аннулировать патент мигранту:

  1. В течение 2 месяцев после его получения работник не представил копию документа в МВД, что является обязательным условием и доказательством трудоустройства.
  2. Мигрант совершил преступление или было доказано, что он финансирует террористические группировки.
  3. О работодателе при подаче копии трудового договора были указаны заведомой ложные или ошибочные сведения.

Также аннулировать патент могут в том случае, если работник работает по нему не сам, а привлекает третьих лиц. Независимо от причины отзыва патента, подать заявку на его переоформление можно только через год.

Ответственность за работу без патента

При отсутствии патента наказание в виде штрафа попадают как на работника, так и на работодателя. В некоторых регионах (например, в столице и в Московской области), помимо штрафных санкций, мигранту грозит депортация по приказу.

Размер штрафа в сторону работодателя зависит его статуса и региона. Например, в столице для юрлиц он может достигать 1000000 рублей с запретом деятельности до 3 календарных месяцев (статья 18.15 КоАП РФ). Для физического лица – до 7000 рублей.

Если вы не хотите платить за патент, но при этом работать и жить в России законно, рекомендуем обратиться за помощью в агентство «Мигрон». Миграционный юрист подскажет, какой статус вы можете получить: РВП, ВНЖ или гражданство РФ, а также возьмет на себя сбор необходимых документов, включая переводы и их заверение у нотариуса. Заявителю нужно будет только несколько раз посетить ведомства по заранее согласованной записи, а затем отправиться в сопровождении нашего миграционного юриста для подачи заявления на прием в МВД.

Агентство «Мигрон» сделает все необходимое для получения квоты, РВП, ВНЖ или гражданства РФ с учетом особенностей законодательства. Также мы предлагаем бесплатную консультацию по всем вопросам.

Получитe бесплатную консультацию

Или свяжитесь с нами любым удобным Вам способом
74996775664