
В Санкт-Петербурге власти отказались от ранее планировавшегося запрета на работу мигрантов в такси и службах доставки. Постановление губернатора № 47-пг, вступившее в силу вместо обсуждавшегося ранее документа, не содержит положений об ограничении привлечения иностранных граждан с трудовыми патентами. Это решение, по оценкам экспертов, позволило избежать роста цен на услуги такси и курьерской доставки примерно на 15–20%.
Изначально обсуждавшиеся меры предполагали исключить из этих секторов граждан Таджикистана, Узбекистана и других стран, не входящих в ЕАЭС. Однако власти Петербурга решили сосредоточиться на контроле за оплатой патентов и наведении порядка на рынке через рейды и регистрацию водителей, а не через жесткие запреты.
Власти подчеркивают, что экономические последствия возможного запрета могли быть серьезными: во-первых, это угроза дефицита рабочей силы, во-вторых — неизбежное подорожание услуг. Как отметил председатель комиссии по транспорту Заксобрания Алексей Цивилев, отрасль такси и так находится «в тени», и сейчас ключевая задача — вывести ее в легальное поле, а не лишать мигрантов работы.
Подобные решения принимаются и в других регионах. В Нижегородской области, где в марте был введен широкий запрет на работу мигрантов в 37 отраслях, власти уже пересмотрели свою позицию. С 11 июля мигрантам вновь разрешили трудиться в такси, общепите, розничной торговле, гостиничном бизнесе, клининге и ЖКХ. Причина — острый дефицит кадров, особенно в сфере питания, и давление со стороны бизнеса. Запреты привели к росту цен и снижению доступности услуг, и регион был вынужден откатить жесткие меры.
По словам экспертов, политические и экономические интересы здесь тесно переплетаются. С одной стороны, растет запрос на ужесточение миграционного контроля и приоритет для местных жителей. С другой — экономика крупных городов, таких как Петербург, просто не справится без труда мигрантов, особенно на низкоквалифицированных позициях, которые редко привлекают россиян.